Совковые игрушки — прибитые к полу девайсы тоталитарного прошлого, на которых воспитывалось не одно поколение олдфагов. Пользовались лютой, бешеной популярностью ввиду того, что других игрушек у советских детей попросту не было. Марио они знали только того, который шёл грабить корованы банк. А другие свистелки-перделки Партией не одобрялись. Советские игрушки отличались советской суровостью, советским дизайном и советскими габаритами. Средней советской игрушкой можно было убить классового врага, не прилагая особых усилий, из-за минимума пластмассы и максимума чугуна в корпусе. Повышенная ударопрочность изделий была вызвана чрезмерной разрушительной силой среднего спиногрыза несносного, обожавшего крушить всё в пределах видимости. Совковые игрушки выдерживали любые экзекуции, а потому жили долго и оставались любимыми навсегда. Весьма и весьма часто, попадались экземпляры игрушек, отличавшиеся прямо скажем неординарностью и изобретательностью, что порождало винрар и мегапопулярность у оных. Именно таким игрушкам олдфаг-кун хотел бы посвятить эту статью, и надеется, что другие анонимусы дополнят её своими любимыми докомпьютерными развлекалочками. Просьба упоминать лишь те игры, которые были хотя бы ещё у двух анонимусов, кроме вас (Электронные игры, типа «Ну, погоди!» в эту категорию не входят). Транспорт 1.) За рулем- Винрарный агрегат, запомнившийся любому рождённому в СССР, после газированных автоматов и октябрятских звёздочек. Представляет собой вращающийся диск, изображающий закольцованную дорогу, по которой движется автомобильчик с магнитиком на пузе. Также существовал автобус с магнитиком. Цель игры — держать автомобильчик строго на проезжей части, вписываясь в повороты и проезжая под мостами. Внешнее кольцо дороги более простое в освоении, внутреннее — требует левел апа. Особую винрарность игрушке придавала передняя панель, кагбе имитирующая панель драгоценного советского ведра, срулём, зажиганием и переключателем скоростей. Руль малолетние долбоёбы обычно отламывали и гонялись с ним по двору. Мудрые инженер-сенпаи, предугадывая это, сделали руль съёмным — то есть, отломив, его можно было легко приделать обратно. Зажигание доставляло больше всего, потому что было почти как настоящее, даже ключ можно было по-настоящему посеять. Рычаг переключения скоростей влиял на скорость вращения диска и, соответственно, на скорость машинки. Дитяти, которым надоело просто гонять по кругу, выдумывали дополнительные моды и апгрейды для своих «За рулёмов». Были маньяки, которые обожали класть на дорогу букашек, а потом давить их машинкой. Верхом мастерства считалось на полной скорости проехать огороженный участок в углу дороги, не задев заграждение. Или же остановиться точно в нём, также ничего не задев. Алсо, многие практиковали вместо машинки любую другую металлическую хуйню (например, шарик), что тоже доставляло, придавая новизны процессу. Также можно было последовательно вколхозить moar батареек, и тогда машинка бегала значительно быстрее. Именно «За рулём» породил столько профессиональных водятлов. Винрарность этого игрища помнится до сих пор. Хочется добавить, что анону в те времена встретился только один экземпляр данной игры с работающим движком (тот, который крутит диск). Не беда — один МД крутит диск руками, а другой вертит баранку и ловит лулзы. Алсо выпускался продвинутый вариант сего девайса — «АВТО-Тренажёр». Этот винрар имел несколько разных модификаций. В некоторых диск с дорогой был неподвижен, а машинка сама ездила по кругу. Еще один вариант имел отдельный выносной блок педалей и коробки передач (Logitech G25 нервно курит), указатели поворота, и машинка ездила на все четыре стороны (внутри располагались два моторчика, ездящих по окружности, и магнит между ними). А еще Аноним помнит мультиплеерную версию девайса, с двумя рулями! У анонимуса был заводской мод данной игры под названием "Юный водитель", в котором трассу можно было модифицировать, т.е. "опоры мостов" двигались, в отличие от сабжа. Другой анонимус модифицировал трассу путем налепливания всевозможных препятствий из пластилина, тем самым устраивая дикий слалом Автор абзаца, в сопливом детстве вооружившись паяльником и трехпозиционным переключателем, добавил машинке еще и задний ход. Это был лютый вин!!! Другой анонимус просто снимал внутри защитную пружину для того, чтобы вручную можно было ездить и вперёд, и назад, и парковаться/стартовать на какой-нибудь стоянке по своему желанию, что развивало крепость рук и воображение. В заключение отметим, что сабж выпускается до сих пор! Пруфы гуглить по запросу «Купить игру „За рулём“». Можно и не гуглить, а пешком зайти в какой-нибудь крупный «Детский мир». Одна лишь загвоздка — нынешние «зарулёмы» делает дядюшка Ляо из хуёвейшего пластика и самых внезапных расцветок, которые могут вызвать катаракту, эпилептический припадок и преждевременное облысение. Устройства хрупкие, выдерживают в лучшем случае пару месяцев интенсивного использования, и всё время эксплуатации ощутимо попахивают полимерами. Да, этот абзац писал олдфаг, у которого при Сталине хуй стоял. 2.) Игрушечные "педальные" автомобили Стоит упомянуть сей девайс только потому, что он давал возможность юному дарованию прокатиться на вполне себе настоящем одноместном автомобильчике на педальной тяге. Сей агрегат имел рабочие фары, задние габариты, «четкое» рулевое управление, божественную сидушку, съемное ветровое стекло, открывающийся багажник и капот (с бутафорским двигателем), и ощущение, что у тебя (писуна 4-х лет от роду) настоящая машина. Был даже трактор (колесный) в таком стиле. Из минусов стоит отметить слабую динамику (402 метра не осилит), слабое рулевое управление, хилое крепление колес. Отдельным пунктом можно отметить, что при буксировке, либо скатывании авто с наклонной поверхности педали крутились сами, и на скорости выше 10 км/ч становились неким подобием мясорубки. В случае же неудачного расположения нижних конечностей можно было стать безногим героем — товарищем Мересьевым. Короче, Тазик в миниатюре. При этом — фетиш, несмотря на явные недостатки, был нехилый: велосипеды «Дружок» или «Конек Горбунок» воспринимались как жалкие «мотаки» по сравнению с «тру тачкой». Подобные агрегаты можно увидеть в некоторых советских детских фильмах. Для не слишком состоятельных парней в парках работали целые автопрокатные мастерские, где можно было выбрать себе такой аппарат из пары десятков разной степени убитости и гонять на нём по площадке, врезаясь в машинки таких же оболтусов и в ноги взрослых. Также Анонимус помнит, что в его детском садике имелся целый автопарк таких автомобилей, и это с головой удовлетворяло потребности малышей из семей самого разного достатка. Алсо, в каком-то говножурнале типа "ТВ Парка" рассказывали, что один (желавший, видимо, деткам смерти) советский ылитный папочка сделал своим отпрыскам версию с мотором кубиков на тридцать (лёгкая бензопила, да), чем доставил всему двору как лулзы, так и синяки с шишками. Доработка напильником в лучшем своём виде. 3.) Сани и Снегокаты Зимний вариант педальных лосей автомобилей. Процветают и по сей день, практически не претерпев серьёзных изменений в конструкции. Большинство каталось на чугуниевых санках с проволочной спинкой, нищеброды на дедушкиных деревянных, дети инженеров и водил на пластиковых корытах, дети работников торговли на снегокатах, а маленьких евреев на горку не пускали, их медленно и печально катали бабушки в санках типа коляски. В наши дни снегокатом уже никого не удивишь, а в советскую эпоху его владелец получал +стопицот к крутости на зимний сезон. Снегокаты существовали двух основных типов: Одноместный «Чук и Гек». С велосипедным рулём, независимыми тормозами (на скользких поверхностях, ими можно было прекрасно рулить) и металлическими полозьями. Менее скоростная, но более живучая модель. Двухместный «Аргамак». С квадратным «автомобильным» рулём, центральным тормозом и пластиковыми полозьями, которые позволяли «Аргамаку» разгоняться до бешеной скорости, вызывая лютую зависть у саночных нищебродов, но ломались при первом же удобном случае. Кроме того, «Аргамаки» страдали слабоватой рамой, которая, переламываясь, раскорячивала болид самым неприличным образом. Но, не смотря ни на что, «Аргамак» был чем-то вроде Феррари у советской детворы. Продвинутые спортсмены рассекали на «корытах» с раздельными тормозами, пластиковых мини-лыжах или самодельных приспособлениях, позволявших совершать недоступные даже владельцам снегокатов маневры. Были и алюминиевые тарелки, похожие на параболические антенны с двумя ремешками по бокам, абсолютно неуправляемые, неустойчивые и жоподробильные. Среди самопальных аналогов особенно доставляет конструкция, которую где-то в начале 80-х годов называли «рулевик». Она представляет собой деревянную прямоугольную сидушку на трёх коньках. Два из них были намертво приколочены по углам сзади и лишь принимали нагрузку сидящего обладателя мегадевайса. Передний конёк крепился хитро - с помощью горизонтально поставленного подшипника в передней части изделия делалось рулевое управление. Руль представлял собой горизонтально расположенную поперечную доску, под которой находился передний конёк. Рулить можно было, лёжа на «рулевике» на животе, или же сидя и упираясь в доску-руль ногами. Благодаря приличному весу конструкция разгонялась до приличной скорости, и лишь тащить её назад в горку было канительно. 4.) Модельки автомобилей- Металлические модельки настоящих автомобилей (в масштабе 1:4243 (sic!)) были лютейшим вином для юного хикки. У сабжей открывалось все, что можно было открыть (при наличии отвертки и нездравой энергетики можно было отделить кузов от рамы). Под капотом располагался макет двигла, покрашенный серебристой краской, в багажнике — полноценная запаска, а габаритки были выполнены из полированного пластика. Имелись полноценно откидывающиеся сиденья, довольно крепкие стекла, котрые даже открывались в некоторых тру-моделях самых тру-машин. Анонимус имел экземпляры ЗИЛ 115, ВАЗ 2102, Opel Kadett '82, и, о боже, Chevrolet Corvette Sting Ray 1978. Данные изделия не предназначались для пылких детских игр, но были все-таки в них задействованы. Вследствие чего до седых мудей анонимуса не дожила ни одна модель. Sad, but true. А еще были винрарные стальные машинки «Малютка», похожие на помесь Москвича и горбатого Запорожца — кроме тру-машинки в комплекте был пандус, на который маффффынка заезжала — так советских детей приучали к тому, что им придется каждые выходные ебаться с собственной машиной в поисках утечки масла… Как вариант, существовала винрарная, неубиваемая серия «военная техника», в которой наличествовали православные БТРы, тягачи, грузовики и танки. Цельнометаллические, ударопрочные (анонимус как-то раз, будучи в возрасте 8ми лет, пытался разбить БТР при помощи кирпича - первый кирпич сломался на втором ударе, БТР же на пятом ударе и втором кирпиче), и необычайно похожие на свои реальные образцы (ах, эти пластмассовые пулемётные стволы, подвижные в вертикальной плоскости). 5.) Вертолет- Игрушка состояла из двух частей: собственно вертолёт и своеобразная рукоятка со стартером. Вертолёт насаживается на это приспособление, стартер дёргается, лопасти раскручиваются, вертолёт летит. Раскрутка тяжёлых лопастей требовала серьёзных усилий, от чего невозбранно качались мышцы правой руки. Анонимусы благодарны игрушке «Вертолёт», после которой фап у них уже затруднений не вызывал. Кроме того, традиционная леска имела особенность запутываться в труднораспутываемую бороду уже на третьем-четвёртом запуске. Большую часть времени приходилось кропотливо распутывать это мочало, каковой процесс вырабатывал у анонимусов терпение буддистских монахов. Анонимус, заёбанный вертолётом, добавляет, что у этих недружелюбных игрушек была ещё одна беда. После нескольких десятков запусков на пусковой рукоятке разъёбывался паз, в который вставлялась лопатка вертолёта, раскручивающая винт, в результате чего лопасти уже не раскручивались так кошерно. Или же не раскручивались вообще. Какому долбоёбу пришло на ум сделать эту насадку из мягкой пластмассы — до сих пор непонятно. Фейл. А ещё… Короче, резинка, возвращающая катушку обратно, внутри запускающего пульта часто срывалась, в результате чего леска обратно не заматывалась и приходилось аккуратно наматывать её на катушку вручную или разбирать сие гениальное устройство (как и все советские игрухи) для того, чтобы надеть резину на место, обламывая все желание играть в эту хрень снова и вызывая батхерт. Анонимус был счастливым обладателем еще и другой модели вертолета, где запускающее устройство не имело лески, а представляло из себя комбинацию шестеренок, штока, на который насаживался сам вертолет, и запускающей зубчатой узкой полоски (продевалась между шестеренок). По сравнению с лесочным данное запускающее устройство было гораздо более практичным и долговечным. Алсо, на хвостах вертолётов были написаны названия городов. 100 % встречались вертолёты с городами «Ленинград» и «Казань». А ещё анонимус вспоминает, как существовала любопытная версия этой игрушки: та же пресловутая рукоятка с леской, а вот вместо вертолета настоящее НЛО (в виде блюдцеобразного такого летательного средства). Не знаю, как сейчас, но лет пять назад эти девайсы невозбранно продавались в подмосковных электричках. Продавцы их прям там и запускали, как раз в тот люк, который нельзя открывать при поднятом токоприемнике. Еще одному анонимусу из далекого замкадья сей девайс сделал батя, ввиду того, что покупать сие было негде и вообще не труЪ. Реализация состояла из обезжаленной отвертки, деревянной катушки из-под ниток со вбитыми в ее торец гвоздями без шляпок, нитки и, собственно, самого ротора, вырезанного из листовой латуни. Девайс обладал повышенной порезоопасностью для окружающих. Ротор был способен пролететь полдвора, распугивая своим звуком и внешним видом всех, кому довелось это увидеть. Алсо, запущенный легким движением руки одного из старшеклассных товарищей, ротор мог в вертикальном взлете допилить до 5 этажа. Недостаток — катушки часто ломались, и руки были постоянно в порезах. Но кайф того стоил! 6.) Инерционный гоночный автомобиль Младшим братом одной из конструкций вертолёта можно считать гоночный автомобильчик с пусковым устройством типа «зубчатая лента». Игрушка представляла собой машинку ретро-футуристического образца с массивным колесом-маховиком в средней части и некрутящимися колёсами в задней. Фигурка гонщика также располагалась сзади, за колесом. Это описание игрушки, имеющейся у анонимуса, но он видел и иные варианты — например, где место гонщика было перед колесом-маховиком. На оси колеса-маховика сделаны зубцы, а через корпус в этом месте проходит сквозное вертикальное отверстие. В него заправляется пусковое приспособление — пластмассовая лента с зубцами на одной стороне и специальной ручкой на одном конце. Затем ленту резко выдёргивают из машинки, колесо-маховик крутится, и вся конструкция едет. Если бы конструкторы-игрушечники включили мозги, то задние колёса тоже стоило бы сделать крутящимися — тогда трение об пол не останавливало бы машинку так быстро. Made_in_USSR-кун уверяет, что инерционных машинок в СССР было просто немерено. И подразделялись они на несколько типов. За исключением вышеописанного, были инерционные машинки «самозаводящегося» (или откатного) типа, и стандартные инерционные «поступательные» модели. Первые нужно было откатывать назад, а потом отпускать. Вторые нужно было толкать вперёд, прилагая усилие. Из последних, самым запоминающимся экземпляром бесспорно является суровый «Бархан» (или модификация с крышей «Бизон»). Эдакий Свиборг среди игрушек. Машина с внушительными колёсами и хриплым рыком инерционного мотора. Обвешанная чумовыми наклейками «Супир». Выглядел «Бархан» очень убедительно. Но за фасадом невъебенной мощи крылся хилый, убогий моторчик с, блджад, пластмассовыми шестерёнками, зубья у которых слизывало на раз-два-три, после чего суровый «Бархан» превращался в элегантный памятник советской игрушке. Ездить он не мог уже в принципе. А ведь так хотелось испытать мощь чудовищных колёс на бездорожье, в дворовых говнах. Однако, вся эта мегакруть ниасиливала даже ворс коммунистического ковра на полу. Эпик фейл, товарищи!(У анонимуса сей агрегат всё ещё работает!) (У другого анонимуса "Бархан" и вариация с крышей "Багги" до сих пор, по прошествии двух десятков лет, фунциклируют) У еще одного анонимус-куна была инерционная гоночная машинка, за пилотом которой находился красный полупрозрачный пластик. При хорошем разгоне машинки этот пластик не хило светился. Вскрытие показало, что за маховиком стояла хитрая конструкция из миниатюрного точильного круга и кремня. При сильном разгоне этот точильный круг высекал нехуевые искры. Доставляло неиллюзорно, это вам, не сегодняшние светодиоды. Чуть позже еще дополню)))